Арт-бросок Никиты Вайлупова

Номер: №128
В точке пересечения двух крупных спонсорских проектов Белгазпромбанка – спортивного и культурологического,– внезапно оказался 26-летний Никита Вайлупов: профессиональный спортсмен, мастер спорта международного класса, игрок гандбольного клуба «Мешков Брест» и национальной сборной Беларуси. В свободное время он занимается живописью в стиле абстракционизм, создает работы интуитивным, спонтанным методом. А в этом году работы Вайлупова по результатам голосования национального отборочного жюри включены в экспозицию выставок «Арт-Минск» и «Осенний салон с Белгазпромбанком». Как именно профессиональный спорт сочетается с искусством, решили узнать у самого Никиты.

– Ты профессиональный спортсмен, родился в Витебске, играешь за Национальную сборную по гандболу, представляешь Беларусь на чемпионатах Европы и мира. В какой период жизни ты начал заниматься искусством?

– Я рисую последние 2,5-3 года. У меня был отпуск, мой ноутбук сгорел, так как я много играл в виртуальные игры, и мама предложила мне заняться рисованием. Мы пошли в магазин художественных товаров, и с этого момента все и началось. Потом я увлекся различными живописными эффектами и материалами. У меня была возможность экспериментировать: я покупал акрил, строительные материалы, лаки различной текстуры, кисти.

nikita01.jpg

2021, холст, акрил, 100х120 см.

– Но ты же из Витебска – это уникальный город, в котором была создана первая школа рисования и живописи Ю. Пэна, начал свой творческий путь М. Шагал, создал Витебское народное художественное училище К. Малевич, в котором зарождались идеи супрематизма. Именно в этом городе в 1920-е годы развивался площадной театр и целая группа художников, работы которых сегодня собирают коллекционеры всего мира. Повлияло ли это пространство на тебя в плане художественного формирования?

– Мне кажется, что нет. Я знал, что эти художники достаточно известны, и был период, когда я даже прочитал книгу о супрематизме К. Малевича. При этом у меня всегда было много интересов – от электронной музыки до макрофотографии, но по итогу я выбрал все же живопись.

nikita02.jpg

2020, холст, акрил, 80х120 см.

– Как ты осваивал технику живописи? Считаешь ли ты художественное образование необходимым?

– Я работаю с акрилом, так как он более долговечен и прост в использовании. Но я не считаю себя художником, поэтому для меня в этой сфере образование не важно. Чем больше я буду в этом разбираться, тем больше я потеряю свою индивидуальность. Значительную часть времени я все же уделяю подготовке и восстановлению в спорте. Какие-то вещи о композиции и цвете я узнаю от других художников, например, у Сергея Гриневича.

– Ко многим работам у тебя есть описания реальных ситуаций, которые тебя вдохновили. Например, ты выплеснул свои эмоции на холст в день игры гандбольной Лиги чемпионов: «Мешков Брест» против команды звезд французского «Пари Сен-Жермен». В результате вы выиграли. Для тебя искусство носит отчасти терапевтический характер?

– Да, помогает успокоиться. В гандболе команда «Пари Сен-Жермен» – это команда мечты, там было много моих кумиров, за карьерой которых я давно следил. Мне сложно сказать, как повлияло именно искусство на игру, но хуже точно не сделало (смеется). Искусство для меня – это ассоциации, именно поэтому я сопровождаю свои работы интересными историями.

nikita03.jpg

2021, холст, акрил, 100х150 см. Именно эта работа была нарисована перед игрой с «Пари Сен-Жермен»

– В некоторых работах ты соединяешь абстрактную композицию и элементы стрит-арт культуры. Это происходит интуитивно или ты намеренно объединяешь различные стили?

– У меня нет эскизов, я не делаю никаких заготовок. Скорее наблюдаю за окружающим миром и транслирую его через свои работы.

nikita04.jpg

2021, холст, акрил, 40х60 см.

– У тебя есть несколько экспрессивных портретов, и это изображения вымышленных людей и богов. Как формируются эти образы?

– Мои портреты непропорциональны, с большими выразительными глазами. И даже в портрете для меня в первую очередь важно цветовое сочетание. Это образы скорее рождаются спонтанно.

– Назови трех современных художников, которых ты считаешь важными для тебя.

– В первую очередь, это Покрас Лампас, так как у него совсем другое видение, и он смог включить шрифт в различные направления искусства: виртуальное пространство, одежда, граффити. Он вдохновляет многих людей. Затем Каллен Шауб, потому что свое сумасшествие он реализует в экспрессии красок и очень необычной абстракции. И Сергей Гриневич, он первый, кто помог мне разобраться в моем искусстве, посоветовал отказаться от многообразия цвета, выстраивать более сдержанную колористическую гамму, создавать выразительные акценты.

nikita06.jpg

Покрас Лампас покрыл каллиграфией московский тоннель от торгового центра Атриум до Курского вокзала

nikita07.jpg

Каллен Шауб с помощью Чаши Хаоса - вращающегося на веревке ведра с прорезями для вытекания краски - получает довольно оригинальные изображения

nikita08.jpg

Сергей Гриневич - Табун (работа представлена на Арт-Минске-2021)

– У тебя есть идея создать линию одежды с авторскими принтами. Для кого эта коллекция? В каком формате ты видишь ее реализацию в реальной жизни?

– Я недавно осознал такую проблему, что в нашем пространстве нет мужской одежды, которая позволит вычеркнуть себя из границ нормальности. Не хватает индивидуального подхода, где помимо качества кроя, хорошей ткани был бы размещен рисунок, который выделяет тебя. Я бы хотел создать небольшие коллекции, которые бы постоянно обновлялись.

nikita05.jpg

2020, холст, акрил, 100х100 см.

– Спасибо тебе большое за беседу. Я надеюсь, что все твои и спортивные и творческие планы будут реализованы в будущем.

 

Автор текста: Екатерина Янковская,
специально для «Банк.NOTE»

 

P.S. Когда номер готовился к выходу, Никита Вайлупов получил награду за попадание в сборную всех звезд «Финала четырех» SEHA - Gazprom лиги. Поздравляем!

nikita09.jpg