Противодействие мошенничеству. Партнёрский диалог

Номер: №141

В условиях скачкообразного развития информационных технологий и повышения доступности банковских услуг, мошенники все чаще ищут и, что печальнее всего, находят новые пути для незаконного обогащения. Это не только наносит материальный ущерб, но и подрывает доверие к финансовой системе в целом. Белгазпромбанк ведет планомерную работу по противодействию мошенничеству в банковской сфере, проводя, в том числе, встречи сотрудников с представителями правоохранительных органов для выработки совместных решений и ознакомления с наработанной практикой.

– Результаты деятельности банка, направленные на защиту клиентов от противоправных посягательств, одни из лучших, а потому заслуживают того, чтобы предложить вам диалог и обмен мнениями, – отметил Александр Полулех, начальник управления внутренних дел Фрунзенского района на встрече, состоявшейся 24 августа 2023 года в ОАО «Белгазпромбанк».

Представитель правоохранительных органов призвал поделиться инструментами, с помощью которых банку удается отсекать мошеннические кредиты еще на этапе их оформления и пригласил к обмену информацией и координации совместных усилий, которые могут помочь пресечь преступные схемы и привлечь виновных к ответственности.

– Если ваш сотрудник видит, что кредит оформляет малоимущий, либо с доходами ниже среднего, гражданин, сумма займа внушительная, а клиент при этом затрудняется ответить, на какие цели он его берет, можно вызвать милицию, – заметил выступающий. – Пусть лучше бабушка проведет час в отделении, чем лишится накоплений. Люди, вероятно, находятся под воздействием гипноза, иначе я не могу объяснить поведение некоторых из них. Даже оказавшись в милиции, они до последнего не сознаются, на какие цели берется кредит, не признаются о поступавших телефонных звонках с требованием «выручить родственников из беды», не имеют понятия, почему дали согласие на продажу квартиры и перечислили впоследствии деньги мошенникам.  

Работники Белгазпромбанка, оформляющие кредиты, заметили, что существуют некоторые сложности с выяснением целей займа: глубоко личные вопросы вызывают у клиента сопротивление, а полномочия на вторжение в его личную жизнь у представителя кредитной организации отсутствуют.

Включившись в диалог, директор департамента розничного бизнеса Сергей Черепок пояснил, что Белгазпромбанк соблюдает процедуры, рекомендованные Национальным банком Республики Беларусь: до заключения кредитного договора клиенты информируются о формах и методах мошенничества, оформление осуществляется не ранее рабочего дня, следующего за днем обращения, анализируются сведения кредитного отчета.

BGPB_BN_MVD_3.jpg

Какие еще дополнительные меры могут стать эффективными? Нажатие тревожной кнопки при возникновении подозрений? Присутствие представителя правоохранительных органов, который информирует посетителей о наиболее частых криминальных сценариях, используемых аферистами, прямо в операционном зале (как в Казахстане)? Пока сложно сказать. Очевидно, что все банки должны установить эффективные каналы связи с правоохранительными структурами и активно сотрудничать с ними на всех этапах борьбы со злоумышленниками.

BGPB_BN_MVD_2.jpg

** от автора. Только что мне на мобильный телефон поступил звонок с испанского номера. Бодрая и напористая дама пыталась добиться моего многократного «да» (вероятно, для внесения в базу данных биометрии цифровых отпечатков голоса – обычно от потенциальной жертвы мошенники добиваются не только ответа «да», но и «я подтверждаю») и уверенно говорила о том, что мой родственник находится в милиции. Будьте бдительны! 

Валентина Шаповалова