В условиях скачкообразного развития информационных технологий и повышения доступности банковских услуг, мошенники все чаще ищут и, что печальнее всего, находят новые пути для незаконного обогащения. Это не только наносит материальный ущерб, но и подрывает доверие к финансовой системе в целом. Белгазпромбанк ведет планомерную работу по противодействию мошенничеству в банковской сфере, проводя, в том числе, встречи сотрудников с представителями правоохранительных органов для выработки совместных решений и ознакомления с наработанной практикой.
– Результаты деятельности банка, направленные на защиту клиентов от противоправных посягательств, одни из лучших, а потому заслуживают того, чтобы предложить вам диалог и обмен мнениями, – отметил Александр Полулех, начальник управления внутренних дел Фрунзенского района на встрече, состоявшейся 24 августа 2023 года в ОАО «Белгазпромбанк».
Представитель правоохранительных органов призвал поделиться инструментами, с помощью которых банку удается отсекать мошеннические кредиты еще на этапе их оформления и пригласил к обмену информацией и координации совместных усилий, которые могут помочь пресечь преступные схемы и привлечь виновных к ответственности.
– Если ваш сотрудник видит, что кредит оформляет малоимущий, либо с доходами ниже среднего, гражданин, сумма займа внушительная, а клиент при этом затрудняется ответить, на какие цели он его берет, можно вызвать милицию, – заметил выступающий. – Пусть лучше бабушка проведет час в отделении, чем лишится накоплений. Люди, вероятно, находятся под воздействием гипноза, иначе я не могу объяснить поведение некоторых из них. Даже оказавшись в милиции, они до последнего не сознаются, на какие цели берется кредит, не признаются о поступавших телефонных звонках с требованием «выручить родственников из беды», не имеют понятия, почему дали согласие на продажу квартиры и перечислили впоследствии деньги мошенникам.
Работники Белгазпромбанка, оформляющие кредиты, заметили, что существуют некоторые сложности с выяснением целей займа: глубоко личные вопросы вызывают у клиента сопротивление, а полномочия на вторжение в его личную жизнь у представителя кредитной организации отсутствуют.
Включившись в диалог, директор департамента розничного бизнеса Сергей Черепок пояснил, что Белгазпромбанк соблюдает процедуры, рекомендованные Национальным банком Республики Беларусь: до заключения кредитного договора клиенты информируются о формах и методах мошенничества, оформление осуществляется не ранее рабочего дня, следующего за днем обращения, анализируются сведения кредитного отчета.
Какие еще дополнительные меры могут стать эффективными? Нажатие тревожной кнопки при возникновении подозрений? Присутствие представителя правоохранительных органов, который информирует посетителей о наиболее частых криминальных сценариях, используемых аферистами, прямо в операционном зале (как в Казахстане)? Пока сложно сказать. Очевидно, что все банки должны установить эффективные каналы связи с правоохранительными структурами и активно сотрудничать с ними на всех этапах борьбы со злоумышленниками.
** от автора. Только что мне на мобильный телефон поступил звонок с испанского номера. Бодрая и напористая дама пыталась добиться моего многократного «да» (вероятно, для внесения в базу данных биометрии цифровых отпечатков голоса – обычно от потенциальной жертвы мошенники добиваются не только ответа «да», но и «я подтверждаю») и уверенно говорила о том, что мой родственник находится в милиции. Будьте бдительны!
Валентина Шаповалова