Когда на праздничных ёлках уже вовсю зажигались новогодние гирлянды и радовали нас яркими разноцветными огнями, в Белгазпромбанке говорили о… выгорании. Как всегда трудиться «с огоньком» и не позволить внешним и внутренним факторам притушить интерес к работе, наши коллеги узнали на тренинге «Управление стрессом и профилактика профессионального выгорания». Провела его психолог и бизнес-тренер Наталья Дармель. Сегодня Наталья отвечает на вопросы «Банк.NOTE».
– Насколько востребована сейчас тема «Управление стрессом и профилактика выгорания»?
– Она самая востребованная в моей практике в течение последних трех лет! Грустно, конечно, но это логичная реакция на те вызовы и изменения, которые происходят в мире. Для обозначения ситуации, в которой мы живем сейчас, придумали даже специальный термин BANI, что расшифровывается как brittle (хрупкий), anxious (тревожный), nonlinear (нелинейный), incomprehensible (непостижимый, непонятный). Наша психика не приспособлена к такому миру, поэтому многие из нас испытывают сильнейший стресс и нуждаются в инструментах, чтобы с ним справляться.
– И насколько это тема актуальна именно для банковских работников?
– Этот вопрос можно вернуть вам – «изнутри», пожалуй, виднее, насколько стрессовой и способствующей выгоранию является работа в банке. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что долгое время основными факторами выгорания в банковской сфере были довольно однообразная работа, необходимость общения с трудными клиентами и уровень ответственности за решения. Но начиная с марта прошлого года банковская сфера переживает серьезнейшие потрясения, и я думаю, что уровень стресса в последний год здесь был зашкаливающим.
– Пожалуйста, расскажите вкратце о структуре занятий и соотношении теоретической и практической частей.
– Приблизительно 80% времени занимает практика. Моя задача – дать людям такие инструменты, которые они смогут применять ежедневно, научить их распознавать признаки выгорания, быстро и эффективно восстанавливаться и наполняться ресурсами.
– Меняются ли со временем подходы к профилактике профессионального выгорания? Появляются ли какие-то новые подходы и рекомендации?
– Со временем компании уделяют все больше внимания этой теме. Если лет 5 назад редко-редко какая компания проявляла интерес к психическому здоровью своих сотрудников, то сейчас в штате больших корпораций появляются психологи и даже «специалисты по счастью». При этом основные подходы и рекомендации не изменяются – вовремя восстанавливать силы и энергию, сохранять интерес к профессии. Пожалуй, могу отметить фактор, который был важен всегда, но только в последнее время его начинают всерьез учитывать – это поддерживающее окружение. Всегда нам хотелось работать в коллективе с «дружеской атмосферой» и «добрым начальником», но только в последние годы компании целенаправленно формируют поддерживающий и развивающий стиль управления и коммуникаций между сотрудниками.
– Существует ли какой-то универсальный совет?
– У стресса и выгорания есть такая коварная особенность – перед тем, как наступит истощение, есть стадия плато – когда кажется, что я уже привык к сложностям, адаптировался. Поэтому мой универсальный совет – будьте внимательными и чуткими к себе. Восстанавливайте ресурсы – физические и психические, поддерживайте дружественную атмосферу в коллективе, учитесь и развивайтесь в профессии для поддержания своего интереса, признавайте и радуйтесь успехам друг друга. Это самое главное для профилактики выгорания.
– Какие отзывы о курсе вам впоследствии приходилось слышать?
– Для меня самый лучший отзыв – это когда участники говорят: «Мы используем техники, которым вы нас научили». Только так получаются устойчивые результаты.
На фото слева направо: Сергей Пятинкин, Татьяна Пацкалева, Элла Дулинец, Ольга Коваль, Наталья Дармель, Алеся Ачинович, Александр Каминский, Елена Лескова
ОТЗЫВЫ СОТРУДНИКОВ БАНКА
Главный экономист отдела по работе с клиентами малого бизнеса Ольга Коваль:
– Реалии таковы, что мы как никогда сейчас подвержены стрессу извне, и такое мероприятие лично для меня стало просто подарком. Программа была очень полезной: я смогла пересмотреть свои жизненные ценности, научилась не принимать близко к сердцу проблемы, на которые не могу повлиять, и избавляться при помощи упражнений от негативного воздействия внешних факторов.
По рекомендации Натальи приобрела литературу, которая меня очень заинтересовала. С удовольствием слушаю аудиокнигу Маршалла Розенберга «Язык жизни. Ненасильственное общение».
Наиболее полезным для меня был блок по эмпатическому высказыванию. Каждому человеку очень важно не только высказываться правильно, но слышать и понимать, что тебе хотят донести. Небесполезны были упражнения и практики, которые я стала сразу же применять в реальной жизни, как на работе со сложными клиентами, так и дома при решении бытовых вопросов в семье. Правильно поставленный уточняющий вопрос упрощает взаимопонимание, что не дает развиваться конфликту, и является залогом успеха в разрешении сложной ситуации. Нам были предложены различные упражнения, а также скрины правильно поставленных предложений для разных жизненных ситуаций. Достаточно много времени тренер отвела этой теме, желая довести у нас до автоматизма эти навыки. Уверена, что не зря!
Все занятия проходили на одном дыхании. В конце тяжелого рабочего дня сложно себя заставить куда-то идти, когда ждут дома. Но хочу отметить, что четверга я ждала с нетерпением, в ожидании чего-то новенького и интересного. Мои ожидания были оправданы. После занятий (возможно, так работают упражнения, которые мы выполняли!) появлялись бодрость и позитив, а также прилив сил и, самое главное, вера в себя. Сразу же хотелось посмотреть, как эта практика работает в реальной жизни.
Общение с коллегами, позитивный настрой и доброжелательный тон тренера – все это вызывает только приятные эмоции. Чувствуется профессионализм Натальи, ее умение выслушать каждого участника, вникнуть в личные проблемы, дать нужный совет.
Данная программа будет полезна не только тем, кто почувствовал выгорание на рабочем месте, но и тем, кто просто устал и желает сменить обстановку, кому сложно настроить коммуникации на работе и с друзьями, особенно тем, кому хочется положительных эмоций в серости наших будней. С удовольствием посетила бы подобные мероприятия, если еще будут проводиться!
Главный экономист отдела кредитования и гарантий Сергей Пятинкин:
– Интересный, познавательный и полезный тренинг! От обучения осталось положительное впечатление. Полученные в процессе обучения знания являются жизненными, комплексными, дающими инструментарий для дальнейшего анализа и развития. При этом длительный формат обучения способствовал углубленному изучению тем, их практической проработке. Следует отметить высокий уровень профессионализма тренера Натальи, ее способности создавать спокойную, душевную, открытую и располагающую учебную атмосферу. Для меня было важно принять участие в тренинге для саморазвития и передачи опыта. По его итогам хочу отметить внутреннее ощущение радости, наполнения теплом, добротой – и желание дальнейшего развития. Хочу выразить организаторам и тренеру благодарность!
Руководитель группы процессинга и учета кассовых операций и платежей Татьяна Пацкалева:
– С первых минут занятия Наталья предложила приступить сразу к практике. Сказать, что все смутились – это ничего не сказать. Мы в кругу коллег, многих видим впервые, а каждому из нас придется сказать то, что нам нужно, прямо сейчас. Я понимаю, что это было правильной стратегией, потому что затем многих было не остановить. :)
Наталья научила нас определять свой уровень стресса (и делать это вовремя), обучала практикам расслабления и борьбы со стрессом. Совместно определяли базовые эмоции, какие потребности стоят за каждой из них, и что с ними делать! Обсуждали основы эмпатии и способы ее развития, основные ошибки в общении. Не обошли стороной тему конфликтов, способы их избегания и специальные коммуникативные приемы.
Не могу выделить какой-то отдельный блок, каждое занятие было разное, полезное и, безусловно, долгожданное. Коллеги приходили на занятия, несмотря на то, что были в отпуске, это о многом говорит!
Из пройденного материала в работе использую эмпатические высказывания, технику благодарности. Обучение проходило комфортно, было много практики, открыто задавали вопросы и приводили примеры из личного опыта, чтобы понять, как внедрить полученные знания в жизнь. Работали в командах и парах, многое узнали друг о друге, а главное, старались понять и поддержать каждого сидящего рядом.
Несмотря на то, что обучение закончилось, чувство наполненности, устойчивости и поддержки осталось. Спасибо Наталье и коллегам из управления по работе с персоналом за организацию такого обучения, ведь эмоциональное состояние напрямую связано с мотивацией и принятием решений, придает энергию или лишает ее.
Как сообщила корпоративный тренер Белгазпромбанка Валентина Цыганова, «Среда развития» и далее планирует радовать сотрудников банка полезными и разнообразными программами.