«Путь к сцене» – выставочный проект Белгазпромбанка – стал отправной точкой и де-факто настоящей «первой» премьерой 25-го международного театрального фестиваля «Белая Вежа-2021». Экспозиция работ из коллекции банка была развернута в здании брестской областной дирекции. «Путь к сцене», включенный в официальную программу крупнейшего в Беларуси театрального форума, был торжественно открыт всего за несколько часов до первого поднятия занавеса на площадке «Белой Вежи-2021».
Десять представленных здесь художественных произведений объединяет прямое отношение к театральной тематике. Автор же главной изюминки выставки – эскиза театрального костюма «Княжна» (1923) – художник Парижской школы Дмитрий Стеллецкий (1875-1947) родом из Брест-Литовска.
С некоторыми его картинами брестчане имели возможность познакомиться в предыдущие годы, а вот «Княжна» нигде и никогда не выставлялась после покупки ее Белгазпромбанком в 2019 году. В Брест «Княжна» приехала «в компании» с диптихом «Бояре» и холстом «Сказка» того же автора.
Что же еще разместили организаторы проекта в уютной галерее в офисе Белгазпромбанка? Брестчане отмечают, что это место с недавних пор вообще существенно расширяет городской культурный ландшафт и обещает стать точкой культурного притяжения в той же мере, в какой уже притягивает интересы деловых людей региона. Сейчас на «Пути к сцене» работы совсем не местечкового, а европейского и мирового масштаба: эскизы театральных костюмов Леона Бакста, эскиз декорации к спектаклю «Балладина» от Фердинанда Рущица, портрет балерины Тамары Карсавиной Савелия Сорина и, наконец, «Замок Бриссак» Файбиша-Шраги Царфина – работа гуашью и маслом на бумаге, внесенная в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Зампред облисполкома Геннадий Борисюк высказал благодарность банку за его убежденное служение музам и выразил надежду, что развитие человеческого капитала в Бресте не будет отставать от банковского.
Наталья Арцименя отметила важность появления в стенах ее учреждения новой площадки для культурного и содержательного досуга и подчеркнула, что первый показ «Княжны» Д. Стеллецкого символически состоялся в городе, где родился автор. Таким образом, Парижская школа из абстрактного понятия приобретает для брестчан совершенно конкретные узнаваемые черты.
Директор республиканского Дворца искусств Александр Зинкевич преподнес Наталье Арцимене современную гравюру «Ключи стихий», чтобы она дала начало собственной коллекции областной структуры Белгазпромбанка.
Главный специалист управления информационной политики Александр Зименко провел первую экскурсию и отдал должное творческой манере Дмитрия Стеллецкого и Леона Бакста. Они разные, несмотря на то, что иногда создавали похожие по предназначению изображения – эскизы театральных костюмов. Но «Жар-птица» Бакста, вынесенная на афишу выставки, так же отличается от «Княжны» Стеллецкого, как Вахтангов от Станиславского, если уж говорить театральным языком.
Что же до живописи Стеллецкого, то, по словам А. Зименко, древняя Русь на ней не столько воссозданная, сколько заново придуманная и осмысленная в начале ХХ века. Она питалась традициями, но вбирала в себя очень остроумные приемы современности.
Кстати, Карсавина с портрета работы Сорина танцевала именно в костюме «Жар-птица» Бакста. Эта «рифма» составителями экспозиции уловлена и подчеркнута.
Отметим, что выставка «Путь к сцене» в часы работы ОАО «Белгазпромбанк» на ул. Московской, 174а предлагается для посещения бесплатно.
Александр Седнев,
«Вечерний Брест»