Борьба за искусство

Номер: №140

Полотна корпоративной коллекции Белгазпромбанка весьма востребованы: только за последние два года они экспонировались в Национальном художественном музее Республики Беларусь в рамках трех выставок: «Неизвестное об известном. О чем говорят цветы», «К 135-летию Марка Шагала» и «Станислав Жуковский: точка притяжения – усадьба». И это без учета выездных мероприятий, организованных по инициативе банка и тематических мероприятий во Дворце искусств (где корпоративная коллекция и «прописана»). Это свидетельствует о том, что география коллекции расширяется, в том числе благодаря растущему культурному уровню белорусов.

Корреспондент «Банк.NOTE» побеседовала с руководителем проекта Александром Зинкевичем об инвестициях в искусство, культурных планах и «Черном квадрате» Малевича.

«Банк.NOTE». Александр, здравствуйте! 25 июня завершил работу «Арт-Минск» – каковы его итоги?

– Фестиваль «Арт-Минск» проводится с 2018 года и является одним из крупнейших выставочных проектов Беларуси, украшающим культурную жизнь города. Он демонстрирует актуальные течения в белорусском современном искусстве. Приведу немного статистики: в 2023 году экспозиция включала более 480 работ в различных техниках и видах изобразительного искусства, созданных 207 авторами. За время работы выставки 20 000 зрителей посетили центральную экспозицию, было проведено более 10 экскурсий и встреч с аудиторией, прошла незабываемая «Ночь искусства». По итогам зрительского голосования названы имена 32 победителей. Гран-при завоевали Зоя Литвинова и Алеся Скоробогатая.

2.jpg

«Банк.NOTE». Поделюсь забавным наблюдением. На «Арт-Минске» меня привлек концептуальный триптих Владислава Куфко с живописными, проржавевшими железными дверями трансформаторных будок и пробивающимися сквозь отверстия в них лучами солнца. Мы замедлились у работы, обсуждая философский подтекст. Вариантов на тему «что хотел сказать автор» накидали с десяток. Чуть позже, на кураторской экскурсии для сотрудников Белгазпромбанка, вы пояснили: «В этой картине не ищите скрытого смысла, изучите технику живописи». Как понять, на что именно обращать внимание в той или иной работе: колористику, технику или замысел?

– Абсолютно не нужно себя сдерживать. Искусство – синтез формы и содержания. Лучшие примеры изобразительного искусства сочетают в себе и то, и другое. Иногда для реализации интересной идеи художнику не хватает инструментария, а за эффектной формой обнаруживается интеллектуальная пустота. Целостность же рождает произведения, которые «западают в душу».

Что касается Владислава Куфко, то там, конечно же, есть и форма, и содержание. Серия посвящена изучению окружающего пространства, тут есть и ирония, и анализ взаимодействия человека и города, итоговым результатом которого и становятся урбанистические пейзажи.

1_В.Куфко. Двери с нижней вентиляцией.jpg

«Банк.NOTE». В фильме «О чем говорят мужчины», который разобрали на цитаты, есть провокативная реплика одного из героев, что для идентификации современного искусства как арт-объекта иногда требуется специальное указание на это. Расскажите, как понимать contemporary art?

– Правильно – просто наслаждаться. Замечу, что любое произведение искусства преломляется сквозь призму конкретной личности. Это значит, не развиваясь и не повышая «насмотренность», вы не сможете полностью принять что-то новое. В полной мере это касается и определения того или иного арт-объекта как произведения искусства. Только обладая значительным «визуальным опытом», вы легко отличите хорошее от плохого и оригинальное от заимствованного.

Восприятие или оценка произведений искусства – достаточно сложный навык, сопряженный с бесконечным образованием. У этого умения, к сожалению, есть и «обратная сторона медали»: чем больше знаешь, тем труднее удивляться или восхищаться увиденным на той или иной выставке.

«Банк.NOTE». «Черный квадрат» Малевича. Что скажете?

– Вечная тема. Ставить под вопрос место, которое занимает это легендарное полотно в мировой истории искусства, не имеет смысла. Однако мы давно хотим провести «творческий battle», пригласив на нее гостей и четырех экспертов с различными точками зрения на «квадратный вопрос». Столкнуть в одной дискуссии несколько мнений может быть показательно и интересно как зрителям, так и профессионалам.

«Банк.NOTE». На кураторской экскурсии «Terragraphica» вы сказали, что графика отлично подходит для коллекционирования ввиду небольших размеров полотен и их стоимости. Дайте, пожалуйста, пару советов инвестирования в искусство.

– Графика – не только удивительный мир, в который можно погрузиться на бесконечно долгий период времени, получая прекрасные ощущения, но и возможность стать коллекционером, имея достаточно скромный капитал.

Однако прежде чем наделять себя таким статусом, необходимо сформулировать, что именно вы собираете – графику, живопись, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.

Стоит быть готовым к тому, что на начальном этапе вы будете покупать всё, что нравится. В результате у вас накопится определённый объём произведений искусства, на которые просто приятно смотреть.

Но коллекция – это про другое. Рано или поздно (если вы не обладаете бездонным финансовым ресурсом), придёте к тому, что станете структурировать приобретения (например, по теме, материалу, периоду), и такой подход позволит в последующем точечно пополнять ту или иную подборку.

Следующий уровень – придание коллекции дополнительной ценности путем объединения всех работ общей идеей, концепцией.

Что касается инвестиционного потенциала художника, то здесь работают значительно более тонкие механизмы, часто из категории интуиции.

Если вас интересует вложение денег, то нужно искать интересные вещи по цене ниже рынка. Тут рецептов нет – у каждого свой путь. К слову, искусство на протяжении последних пятидесяти лет «растет» на 7-9% в год – это неплохой результат.

«Банк.NOTE». Видела на «Арт-Минске» полотна вашего отца, Владимира Зинкевича – морские волны в реалистичной технике и тонких полутонах. Его картины находятся в Национальном художественном музее, Третьяковской галерее. У вас тоже художественное образование. Пишете ли вы сами?

–Творческий процесс требует от художника максимального погружения. Я имею в виду не только время – в значительной степени речь идёт о том, что у настоящей творческой личности фокус внимания должен быть сконцентрирован на искусстве и поиске в окружающем пространстве креативных идей.

Если же творческий процесс является чем-то второстепенным в жизни, то практически невозможно достичь тех высот, о которых есть смысл говорить. Несомненно, получение художественного образования значительно расширяет горизонт личности и это полезные знания, но диплом сам по себе не делает человека художником – образование лишь начальная точка пути. Я, например, выбрал другую дорогу, хоть и тесно связанную с искусством.

3.jpg

«Банк.NOTE». Как относитесь к арт-критикам?

– Роль арт-критики чрезвычайно важна, она формирует общественное и профессиональное мнение. С грустью признаю, что на постсоветском пространстве мнение такого эксперта не имеет настолько сильного влияния, как в странах-лидерах мирового рынка искусства, где он выступает своего рода просветителем, медиатором между публикой и художником. В идеале белорусская арт-критика должна занять более значимое место в формировании художественного рынка, но это, в свою очередь, потребует роста профессиональных компетенций критиков и их бо́льшей коммуникативной активности.

«Банк.NOTE». Назовите ваши любимые картины корпоративной коллекции Белгазпромбанка?

– Наверное, это «Жар-птица» Бакста и «Портрет Тамары Красавиной» Савелия Сорина. Обе картины тонкие и изящные, созданы на стыке живописи и графики.

«Банк.NOTE». Кстати, уже некоторое время банковская коллекция не может пополниться новой работой художника Эугениуша Зака «Голова монахини» ввиду того, что Министерство культуры Польши затягивает выдачу разрешения на вывоз полотна. На каком этапе сегодня находится «борьба за искусство»?

– Это эпический проект… С нашей стороны сделано всё необходимое и я надеюсь, что все разрешится в ближайшее время. Обязательно сделаем выставку одной картины.

«Банк.NOTE». Когда «Голова монахини» станет частью коллекции, на стену какого цвета вы ее определите?

–У Зака охристо-серая палитра, поэтому белая стена вполне подойдет.

«Банк.NOTE». Немного о бэкстейдже организации выставок в части колористики: как вы выбираете цвет стен для определенных полотен? Почему импрессионизм требует драмы, а акварель – отсутствия цвета?

– Менять цвет стен под каждую экспозицию – мечта любого куратора галереи, но на практике эту возможность удается реализовать не так часто ввиду ограниченности финансирования.

Что касается колористики – определённых законов нет, все зависит от общей концепции мероприятия. Так, белый цвет универсален для выставочных залов, так как не отвлекает от самой картины, поэтому является наиболее распространенным. Черный цвет удачно презентует графику. А вот дальше начинаются нюансы…

Каждая новая выставка может потребовать нового колористического решения. Это уже вопрос творческого замысла и того настроения, которое вы хотите зародить в зрителе. Цвет стен – тонкая игра, он способен как «зажечь» полотно, задать глубину, так и выступить «убийцей» картины.

4_BGPB_BN_Art_2.jpg

«Банк.NOTE». Поделитесь, пожалуйста, культурными планами.

– После фестиваля «Арт-Минск» корпоративная коллекция возвращена во Дворец искусства. Начат прием заявок на выставку-продажу работ молодых художников «Осенний салон с Белгазпромбанком-2023», параллельно ведется работа над новым проектом «Учитель», посвящённым творчеству Юделя Пэна и его ученикам.

«Банк.NOTE». Александр, благодарю беседу. До встречи на «Осеннем салоне».

– Жду вас на кураторских экскурсиях.

Беседовала Валентина Шаповалова