Белгазпромбанк по традиции не упускает из виду ни одно масштабное культурное событие. Благодаря налаженной работе отдела социального развития и профсоюзного комитета сотрудники банка в свободное от работы время имеют возможность вместе с коллегами прикоснуться к прекрасному и обогатиться новыми знаниями и впечатлениями в сфере искусства.
В этом материале мы расскажем о мероприятиях, которые сотрудники банка посетили благодаря корпоративной социальной политике.
Для графики характерны ювелирная точность, лаконичность художественной манеры и емкость образов. В этом убедились и сотрудники ОАО «Белгазпромбанк», ознакомившись с выставочным проектом Terragraphica, в рамках которого были представлены более трехсот произведений из частных коллекций и собрания Белорусского союза художников.
Белгазпромбанк организовал для работников коллективное посещение выставки. Любителей искусства, которые разделились на две группы, исходя из предоставленной возможности посетить мероприятие в удобное время – 21 или 22 апреля 2023 года, набралось порядка шестидесяти человек.
Экскурсию по экспозиции проводил руководитель проекта Александр Зинкевич. У посетителей выставки была возможность взглянуть на произведения авторов с мировым именем: Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Уильяма Хогарта, Наполеона Орды, Осипа Цадкина и Марка Шагала. Кроме эстетической составляющей – проследить историю развития направления, познакомиться с большинством графических техник, а также увидеть произведения тех художников, которые своим творчеством формировали основные направления развития этого вида искусства во всём мире.
Александр с увлечением и горящими глазами делился знаниями об искусстве. Кроме основных сведений о том, что графика создается преимущественно с помощью линий, штриховки и пятен, которые рождают тональные нюансы, рассказал и том, что цвет в графике также применяется как вспомогательное изобразительное средство. Так, в отличие от живописцев, мастера-графики могут работать с одним цветом (например, используя тушь или карандаш) и при этом создавать не только плоскостные, но и объёмные изображения. Иногда лектор подводил нас к экспонату и просил обратить внимание на полутона или особую технику, параллельно раскрывая глубинные смыслы произведения.
Наш экскурсовод также отметил, что коллекционирование графики – особый вид инвестирования и собирания произведений искусства, который имеет долгую историю: благодаря своей тиражности графика считается доступнее живописи (в том числе и по причине того, что не требует большого пространства для хранения). Здесь не могу не отметить, что Александр как ценитель данного направления не приемлет «утилитарного» отношения к прекрасному. Он прежде всего обращает внимание на умение получать удовольствие от тонкой, но сильной энергетики, которая свойственна графике.
После осмотра работ лучших художников-графиков, составляющих золотой фонд мирового искусства, экскурсия плавно перетекла в соседний зал, в котором проходила выставка «Погляд у далягляд».
Напомним, что экспозиция представляла собой пейзажи из частных коллекций и музеев, а также из корпоративной коллекции Белгазпромбанкa.
Выставка «Погляд у далягляд» собрала произведения художников, чьё творчество охватывает полтора столетия белорусского искусства. Среди авторов: Хаим Сутин, Пинхус Кремень, Леон Бакст, Гиацинт Альхимович, Леонид Щемелев, Леонид Дударенко, Михаил Рогалевич.
«За многие десятилетия был создан огромный пласт белорусского искусства, который важно и нужно изучать. Пасторальные мотивы сменялись городскими улицами и индустриальными панорамами, камерные пейзажи соседствовали с масштабными картинами и, конечно, пейзаж вступал в плодотворное взаимодействие с другими жанрами – значительно расширяя свои возможности», – отметил Александр Зинкевич.
Автор этих строк хотела бы поблагодарить Александра Зинкевича за яркие впечатления от подборки из четырёх картин художника Парижской школы Файбиш-Шрага Царфина, намеренно размещенных на стене контрастного цвета, что усилило драматический эффект.
В целом, цвет в музее – сложнейшая тема. Нередко его пытаются «изгнать» из залов, оставив колорит лишь произведениям искусства на белоснежных стенах. Однако в последнее время интерес к цветовым экспериментам в экспозиционной сфере только растет. Выбранная гамма дополняет идею куратора экспозиции и привносит важный эмоциональный контекст, чтобы заставить зрителя взглянуть на знакомую с детства картину или скульптуру по-новому.
Творчество Рембрандта, Хальса и Вермеера принято считать вершиной голландского искусства «Золотого века». Творивший в 17-м веке, почти забытый в 18-м, и возродившийся в конце 19-го века – это Ян Вермеер (или Ян Делфтский).
19 и 27 апреля сотрудники Белгазпромбанка посетили галерею «Артель» с выставочным проектом «Ян Вермеер», чтобы увидеть репродукцию одной из хрестоматийных картин в истории искусства «Девушка с жемчужной сережкой», ознакомиться с другими произведениями художника, его биографией и творческим путем.
Уютные залы галереи, атмосферное кафе с интерьером итальянского дворика, а также живой рассказ гида экспозиции Игоря Валентиновича добавили фактов и впечатлений, настроили посетителей на неспешное погружение в мир изобразительного искусства 17 века.
Большинство работ Вермеера представляет собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городских пейзажей его родного города, в котором он прожил всю жизнь и очень любил («Вид Делфта», «Маленькая улица»).
Художник рисовал не так много картин – примерно две-три в год, но имел преданных почитателей и получал за работу приличные гонорары, которых хватало на содержание большого семейства (он был отцом пятнадцати детей).
Живописец в 1663 и 1671 годах руководил гильдией Святого Луки, имел вес как знаток и эксперт по установлению подлинности предметов искусства. К слову, его работы сами являлись предметом подделок, которые успешно продавались голландским музеям и коллекционерам.
После смерти художника его имя было забыто, но уцелевшие полотна открыли ценителям искусства мастерство небывалого уровня. Живописная техника Вермеера уникальна даже для его времени: композиция, колорит, тончайшее портретирование. Он художник предельно камерный и техничный, сосредоточенный на изображении предметного мира и окружающих людей.
Татьяна Пацкалева, начальник отдела процессинга кассовых и расчётных операций управления процессинга и учета розничного бизнеса, поделилась с «Банк.NOTE» впечатлениями от посещения выставки: «Я впервые посетила галерею "Артель", это и уютное кафе, и творческое пространство с двумя выставочными залами, в которых очень приятно находиться. Своего рода место тишины, красоты и созидания. Картины Яна Вермеера поражают количеством деталей, реалистичностью, они будто наполнены теплом, светом. Зритель невольно становиться участником сцен, которые на них изображены. Экскурсовод с его подачей и настроением добавил прелести данной выставке, а разные факты во время просмотра репродукций были очень кстати!».
Выставка «Дорога домой», организованная по инициативе банка, открылась 18 мая 2023 года в офисе Брестской областной дирекции Белгазпромбанка.
Экспозиция из корпоративной коллекции Белгазпромбанка и частных собраний Беларуси подобрана таким образом, чтобы продемонстрировать, сколько талантов породила брестская земля. Среди них – работы академика живописи Аполлинария Горавского, представителя Парижской школы Якова Балглея, скульптора, живописца, иконописца Дмитрия Стеллецкого, а также наших современников Льва Алимова и «первого белорусского постмодерниста», знаменитого своим уникальным стилем, Николая Селещука.
Выставка приурочена к 45-летию Московского района г. Бреста. «Московский район города по численности населения обгоняет все райцентры, он самый крупный в Брестской области, – отметила руководитель облдирекции Белгазпромбанка Наталья Арцименя. – Высокий уровень программы празднования юбилея отлично соответствует уровню организованной нами выставки».
2, 3 и 10 июня для сотрудников Белгазпромбанка состоялись групповые экскурсии по экспозиции фестиваля «Арт-Минск», которые по традиции провел лично куратор проекта Александр Зинкевич.
Выставка включает более четырехсот произведений искусства. Работы действительно разнообразные: здесь и абстракция Андрея Высокинского, и добрые картины Валентина Губарева, и сочные полотна Анны Дыдышко, и эмоциональные «Истории лихих наездников» Елизаветы Янковой. Интересных работ было предостаточно: триптих «Портрет матери» Ирины Котовой в стиле Фриды Кало, декоративные скульптуры из текстиля Людмилы Земляковой.
Одна из работ, например, и вовсе представляет собой чистую провокацию (вполне, впрочем, вписывающуюся в концепцию выставки современного искусства). Триптих «Чистое искусство» Виктора Сенькова, оцененный автором в сумму порядка тридцати тысяч долларов – пустые белые холсты на стене серого цвета. На полотнах только автографы автора.
Перечислять экспонаты можно бесконечно: каждый из современных художников, фотографов, скульпторов, представивший свои работы на фестивале, достоин упоминания. Кстати, со слов Александра, количество людей искусства в Беларуси в процентном соотношении превышает средний уровень в соседних странах. Согласитесь, такая статистика радует!
Камерный формат экскурсии хорош тем, что можно не только узнать историю создания арт-объектов, но и ближе познакомиться с биографией авторов (современников в большей части наш экскурсовод имеет честь знать лично). Было приятно окунуться в атмосферу творчества, которая заряжает энергией, словно глоток свежего воздуха.
Прекрасно, когда компания поддерживает стремление сотрудников к красоте. Кроме осведомленности в культурной сфере, такого рода знания развивают креативное и творческое мышление, эмпатию и гибкость мышления. Мы же благодарим Александра Зинкевича за познавательные лекции, а Белгазпромбанк – за возможность в очередной раз прикоснуться к искусству.
Валентина Шаповалова