Банковское сопровождение контрактов: обмен опытом

Номер: №141

Банковское сопровождение контрактов (далее – БСК) в качестве отдельного продукта впервые появилось в России в 2009 году и использовалось для усиления контроля за использованием бюджетных средств по контрактам в сфере государственных закупок и государственного оборонного заказа. Со временем интерес к этой услуге появился и у коммерческих структур, реализующих инвестиционные проекты.

Пионером внедрения и продвижения БСК на российском рынке стал Газпромбанк (АО). В 2021 году он инициировал ряд проектов по развитию трансграничного банковского сопровождения, в том числе на территории стран ЕАЭС. В частности, между Министерством финансов Кыргызской Республики и Газпромбанком был подписан Меморандум о сотрудничестве в сфере банковского сопровождения контрактов, в соответствии с которым российская сторона оказывает консультационную, методологическую, технологическую и экспертную поддержку по вопросам внедрения БСК.

Для аккумулирования практики и обмена опытом и была организована международная конференция «Решения Газпромбанка для партнеров на пространстве ЕАЭС». Мероприятие прошло с 10 по 13 августа 2023 года в Кыргызстане.

Представители стран ЕАЭС собрались, чтобы обменяться опытом в сфере БСК. Обсуждали вопросы экспорта соответствующих технологий в Кыргызскую Республику, внедрения механизма БСК в систему государственных закупок, возможности привлечения финансирования в рублях на локальных рынках долгового капитала России и Кыргызстана. Особое внимание уделили схемам финансирования на пространстве ЕАЭС.

«Белорусская делегация» ОАО «Белгазпромбанк» состояла из заместителей председателя правления Валентина Кашко и Александра Вождаева, представителей департамента корпоративного бизнеса – директора Антона Нохрина и начальника управления Ивана Черного, а также представителей государственных органов – начальника управления регулирования безналичных расчётов Главного управления регулирования банковских операций Национального банка Республики Беларусь Татьяны Сусло и коллег из Министерства финансов Республики Беларусь: заместителя начальника Главного государственного казначейства Людмилы Гурьяновой и заместителя начальника управления исполнения бюджета Главного государственного казначейства Натальи Пономаревой. 

К участникам конференции обратились с приветственным словом первый заместитель Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики Адылбек Касымалиев и Министр финансов Кыргызской Республики Алмаз Бакетаев (на фото ниже).

photo_2023-08-30_15-24-23.jpg

Александр Вождаев, выступая перед собравшимися, озвучил практику применения БСК в Беларуси, отметив эффективность этого инструмента.

– В Беларуси услугу БСК предлагает единственный банк – ОАО «Белгазпромбанк». В 2019 году мы реализовали «пилотный проект», в 2020-м уже внедрили онлайн-сервис «Интерактивная отчетность», благодаря которому заказчик может получить всю интересующую его информацию о проекте в режиме реального времени, а с 2021 года активно продвигаем БСК на рынке. На сегодняшний день общая сумма контрактов на банковском сопровождении – 1,5 млрд. BYN.

BGPB_BN_Conference_7.jpg

Относительно алгоритма сопровождения БСК в Беларуси выступающий пояснил, что заказчик заключает с банком договор БСК, содержащий основные формулировки о конкретных параметрах услуги (например, бюджет проекта, сметный расчет) и предусматривающий мониторинг расчетов, а также контроль целевого расходования денежных средств. После чего исполнители (подрядчики, субподрядчики), привлекаемые в рамках реализации проекта заказчика, передают в банк документы для открытия отдельных счетов. 

Услуга БСК чаще всего востребована в строительной сфере, и это объяснимо: возведение объекта, его реконструкция или модернизация – непростая задача, к выполнению которой могут быть привлечены десятки подрядчиков и субподрядчиков, финансы в этом случае требуют особого контроля. Благодаря БСК заказчик получает полное представление о движении по счету, целевом расходовании денежных средств, благонадежности исполнителей, привлекаемых к выполнению работ. Он также видит размер наценки на материалы и «слабое звено» в виде лишних посредников.

BGPB_BN_Conference_8.jpg

Иван Черный, начальник управления клиентского сервиса департамента корпоративного бизнеса, отметил: «В Кыргызстане, благодаря реализации законодательной инициативы и восполнению пробелов в правовом регулировании, за полтора года в сфере БСК произошли серьезные подвижки. Нам всем было полезно ознакомиться с опытом соседней страны. Учитывая текущую тенденцию значительного укрепления экономического взаимодействия между государствами ЕАЭС, все больше субъектов хозяйствования изъявляет желание участвовать в государственных закупках стран-партнеров. А для этого, как минимум, необходимо знать законодательство страны-организатора закупок в части условий БСК». 

Наши соседи спустя восемь месяцев внедрения БСК пожинают и первые (не всегда сладкие) плоды. Представители Министерства финансов Кыргызстана заявили, что благодаря БСК в строительной сфере вскрылись очевидные проблемы: по состоянию на июль 2023 года выявлены попытки вывода средств в теневой оборот («обналичивание»), случаи нецелевого использования денежных средств по государственным контрактам, неадекватные наценки на поставляемые в процессе исполнения контрактов товары (от 35 до 200%), отсутствие документов, подтверждающих расходы.

Предсказуемо, что любой инструмент или бизнес-процесс, призванный «навести порядок» в чем-либо, сделать его прозрачным, не будет популярным и встретит сопротивление, что лишний раз и подтверждает практика Кыргызстана. 

Антон Нохрин, директор департамента корпоративного бизнеса: «Полагаю, для «честных игроков» БСК обладает сплошными преимуществами. Этот дополнительный метод финансового контроля позволяет выявить нецелевое расходование денежных средств заказчика, проанализировать недостатки действующей модели ценообразования, проверить деловую репутацию контрагентов, получить дополнительные гарантии исполнения обязательств и отследить движение по счетам всех участников». 

– В планах Белгазпромбанка – увеличить объемы по данному виду услуг и продолжить развитие сервиса БСК в части модернизации личного кабинета пользователей, проверки благонадежности деловых партнеров, формирования единой продуктовой экосистемы, интегрированной с БСК (расчетно-кассовое обслуживание, проектное финансирование и пр.), – отметил заместитель председателя правления Валентин Кашко. 

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2023 году предполагают создание Национальным банком прозрачной и комфортной бизнес-среды. Формированию благоприятного делового климата способствует, в том числе, совершенствование банковских операций и условий их осуществления.

Полагаем, что идеально подходящим инструментом для этих целей является банковское сопровождение контрактов. 

Валентина Шаповалова